Система рейтинга пива от BeerPivo




Чтобы делиться впечатлением о конкретном пиве, необходима чёткая и понятная система оценивания. У нас их было несколько, но 10-бальная была слишком громоздкой, а 4-бальная казалась слишком простой. Поэтому мы в итоге остановились на привычной 5-бальной шкале.


Система рейтинга пива от BeerPivo


Итоговая оценка будет интуитивно понята, как со школы:
5 - отличное пиво. 4 - хорошее. 3 - среднее. 2 - плохое. 1 - ужасное.
Плюс ко всему есть ещё 4+, 3+ чтобы более чётко разделить эти оценочные сегменты.

  • 🌕🌑🌑🌑🌑 - Единица! 

  • 🌕🌕🌑🌑🌑 - Двойка! Плохое пиво. Лучше не покупать.
 
  • 🌕🌕🌕🌑🌑 - Тройка! Среднее пиво. На любителя.
  • 🌕🌕🌕🌗🌑 - Три с плюсом. 

  • 🌕🌕🌕🌕🌑 - Четвёрка! Хорошее пиво. Рекомендуем!
  • 🌕🌕🌕🌕🌗 - Четыре с плюсом!

  • 🌕🌕🌕🌕🌕 - Пятёрка! Отличное пиво. Обязательно пробовать!


Итоговая оценка у нас складывается из нескольких критериев:
  1. Вкус
  2. Самочувствие
  3. Аромат
  4. Состав
  5. Питкость
  6. Пена
  7. Газированность




Почему именно такой набор критериев в рейтинге BeerPivo.


Мы долго думали, по каким критериям оценивать пиво. Какие критерии должны влиять на итоговую оценку, а какие - нет. Мы длительное время знакомились с другими рейтинговыми системами и в итоге пришли к выводу, что если мы преследуем цель создать рейтинг максимально простой и понятный, необходимо поставить те критерии, на которые мы РЕАЛЬНО обращаем внимание при распитии пива, то есть не высасывать остальные из пальца, что можно увидеть на некоторых других рейтинговых сайтах.
Именно поэтому у нас нет, например, критерия "внешний вид". Потому что оценить разницу между "прозрачным янтарным" и "мутноватым медным" цветом мы не представляем возможным. Тем более, эстетические визуальные предпочтения на столько разные, что этот критерий, на наш взгляд, просто не должен влиять на итоговую оценку.
Но в то же время мы оставили один визуальный критерий "Пена", который уже как раз позволяет дать объективную оценку: одно дело когда у пива плотная пенная шапка и другое - когда мы видим "мыльные пузыри" Ячменного колоса. Это уже поддаётся чёткому оцениванию и обоснованно влияет на итоговую оценку.


Значения критериев в рейтинге BeerPivo.


Важной особенностью нашего рейтинга является то, что у каждого критерия есть своя шкала оценок, причём максимальная шкала у всех разная. Это как раз отличает наш новый рейтинг от старого, где все критерии имели одинаковую шкалу. И это было неправильно, так как тот же "внешний вид пены" не может равнозначно влиять на итоговую оценку, как "вкус" или "состояние после". Другими словами, теперь у нас есть критерии более приоритетные и менее приоритетные, и они по-разному влияют на итоговую оценку.
В нашем рейтинге вкусное пиво без пены не должно быть наравне или ниже невкусного пива с красивой плотной пеной.

 

1. Вкус.


Этот критерий является основополагающим. Он имеет наибольшую максимальную шкалу по сравнению со всеми остальными. Это обоснованно, так как мы оцениваем пиво в первую очередь именно по вкусу. Вкусное или невкусное - вот основной критерий оценивания пива в нашем рейтинге.
Шкала критерия "вкус" у нас получилась достаточно большой. Но благодаря расставленным "маячкам", мы сможем теперь чётко и правильно поставить нужный балл по вкусовым качествам.
Добавим, что послевкусие мы решили не выводить в отдельный критерий, как планировали изначально. Он теперь включён в критерий "вкус". Кроме того, вкус оценивается как начальном этапе пития, так и на последнем.
Наверняка многие замечали, как какое-то пиво очень понравилось с самого начала, а под конец бокала становилось всё более непитким из-за навязчивых ингредиентов.


2. Самочувствие.


Согласитесь, выпив пиво и получив головную боль, тошноту или "вертолёт" при каждом его распитии, понимаешь, что это ненормально и каким бы вкусным это пиво не было, его негативное влияние на организм убьёт всё желание его покупать в дальнейшем. В то же время организм у всех разный и последствия распития конкретного пива у всех разные.
Именно поэтому критерий "самочувствие" относится у нас также к приоритетному, но по значению уже ниже критерия "вкус". За основу мы возьмём 1-1,5 л пива, на которую и будем ориентироваться.


3. Аромат.


Мы решили оставить этот показатель, но он уже будет относиться к среднему сегменту приоритета, то есть в меньшей степени влиять на итоговую оценку.
Мы часто встречаем, что какое-то пиво действительно имеет приятный или даже оригинальный запах, какое-то - нет, а некоторое, скажем прямо, имеет неприятный запах, той же "водопроводной воды". А это, как ни крути, оставляет свой отпечаток на впечатлении о пиве. Поэтому критерию однозначно быть.
Причём здесь мы применяем уже другой шаг оценок. Не одноступенчатый, а двухступенчатый. И это уже третий признак, отличающий наш рейтинг от остальных.



4. Состав пива.


Российский ГОСТ пива чётко определил, что такое пиво, а что такое пивной напиток. Однако минусом такого разделения явилось то, что в соответствии с ним тот же всемирно известный Hoegaarden стал пивным напитком. А всё потому, что в его составе есть ингредиент, который не указан в ГОСТе пива РФ.
Поэтому как будем оценивать мы. Мы высоко оценим то пиво, где используются натуральные ингредиенты и поставим низкую оценку, где применяются ненатуральные компоненты. Пиво с составом "вода, солод, хмель" не может одинаково оцениваться с пивом, где есть "ароматизатор идентичный натуральному "пиво".


5. Питкость.


Вы обращали внимание, что какое-то пиво можете запросто выпить залпом, а какое-то нет? Мы ввели этот критерий, так как часто замечали, что какое-то пиво пьётся легко, а какое-то жёстче. Причин тому может быть несколько, но нам, самое главное, сам факт. Понимаем, что этот критерий сугубо субъективный, однако по нашим наблюдениям часто у людей совпадает мнение по нему. Именно поэтому мы и решили его оставить. Естественно, данный критерий уже носит менее приоритетное значение по сравнению с вышеназванными.


6. Пена.


Мы уже писали в самом начале, что исключили критерий "внешний вид", но один визуальный критерий оставили - это внешний вид пены. Повторимся, что этот критерий уже поддаётся чёткому оцениванию и позволяет дать объективную оценку, поэтому обоснованно влияет на итоговую оценку.
Плотная пенная шапка в одном бокале пива и мыльные пузыри в другом. Это не останется незамеченным и скажется на итоговой оценке.


7. Газированность.


Мы не раз замечали, что отношение к газированности пива у многих людей разная. Но тем не менее отметим, что сильно газированное пиво мало кому нравится (когда отрыжка постоянно напоминает о себе, при глотке начинает щипать язык или горло). А это значит, что этот критерий также будет у нас и пусть несильно, но влиять на итоговую оценку.



Цена.


Мы очень долго думали, должна ли цена влиять на итоговую оценку или нет. Или быть может необходимо создать 2 рейтинга: с учётом цены и без. Посудите сами:
Возьмём дорогой Krombacher и недорогой Weizen. Вкус у обоих практически одинаковый, по другим критериям тоже идёт сходство. Но вот Krombacher стоит 150 руб. за 0,5 л, а Weizen 50 руб. за 0,5 л. Будет не совсем правильным давать обоим одну и ту же итоговую оценку, ибо Weizen более доступен для людей, а Krombacher - нет.
В то же время мы понимаем, что у всех финансовые возможности разные и для кого-то Krombacher будет обычным доступным по цене пивом, которое можно покупать "через день". Кроме того, всё импортное пиво, как ни крути, будет получать пониженный коэффициент из-за высокой цены.
Поэтому мы приняли следующее решение. Критерий "цена" не будет влиять на итоговую оценку рейтинга, но ценовой сегмент будет отражён как в рейтинге, так и в самом обзоре пива и наглядно показывать его финансовую доступность.


* Кроме всего прочего, в нашем рейтинге теперь есть сотые. Это так называемая "тонкая настройка", которая будет нам помогать делать ещё более точное ранжирование в рейтинге.

* И ко всему вышесказанному добавим ещё, что оценки по критериям у нас обычно выставляют минимум 3 человека. Это позволяет нам более объективно оценивать то или иное пиво.


Вот так у нас получилась своя систему оценивания пива, которую и будем применять в дальнейшем. Повторим отличительные особенности нашего рейтинга:

  • базирование рейтинга на привычной  5-бальной шкале
  • зависимость итоговой оценки от 7 критериев
  • критерии имеют разные приоритеты (у каждого своя максимальная шкала и разный шаг оценивания)


2 комментария:

  1. Поздравляю :) Ждём новых обзоров. По критериям обошли даже ratebeer - мне кажется, у вас более удачная подборка.

    ОтветитьУдалить
  2. Интересно. Жду тогда обновления прошлых обзоров.

    ОтветитьУдалить